Древнеславянские корни слова Христос

Введение

 

     Согласно современной традиции считается, что древнегреческое слово «Христос» намного старше самого богочеловека Иисуса из Назарета. Историки утверждают, что оно использовалось уже при переводе слова «Машиах» (соврем. Мессия, Помазанник) в собрании переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в Александрии приблизительно за 200-300 лет до рождения самого Иисуса (рис.1). Поэтому исторически появление и использование этого слова вообще не связано с конкретной личностью этого богочеловека.

     Классическое использование слова «Христос» в древнегреческом языке могло означать «покрытый маслом» или «помазанный» с духовной религиозной точки зрения. Именно поэтому его использовали в качестве литературного перевода слова «Машиах».

     Несмотря на связь этого слова с древнегреческими корнями возможна и альтернативная версия, показывающая, что изначальные корни этого слова являются древнеславянскими. В частности слово «Христос» является производным от имени древнеславянского бога Солнца Хорса. В связи с этим и смысл производного древнегреческого слова был связан с Солнцем, в смысле солнценосный, солнечный, солнцеглавый.

     Данное исследование и посвящено доказательству этого и идейно близка к концепции чаромутия, разработанной Платоном Лукашевичем.



         Рис. 1. Восстановленное изображение Иисуса Христа на Туринской плащанице

 

О влиянии древнеславянских народов на древних греков

 

     Большое влияние древнеславянских народов на древних греков было обусловлено почитанием и уважением духовного образа Гипербореи, т.н. древнейшей страны блаженных на Северном полюсе, наследниками которой они являлись. Более того, древнеславянские народы: предки иллирийских и балканских славян, этрусков и венетов (венедов) во многом сами образовывали древнегреческий этнос. Поэтому их духовное наследие, память предков естественно переходила и на древних греков. Все это подкреплялось общением со философами, мудрецами и чудотворцами, среди которых, в первую очередь, следует упомянуть таких скифских мудрецов как Токсар (Токсарис), Анархарсис и Абарис (Абарид).

     Токсара знали в Афинах как врача и мудреца, много путешествующего по греческим городам [1].

     Много сведений дошло о скифе Анархарсисе Скифском (ок. 605—545 гг. до н. э.). Он прославился как мудрец и философ (рис.2), встречался с Солоном и вёл беседы о поведении людей; об их взаимоотношениях, о значении языка, о свойствах характеров и пороках людей; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и других.

     Совсем удивительными являются упоминания о мудреце и чудотворце Абарисе (Абарид), подтвержденные Геродотом и Платоном. По дошедшим до нас сведениям он мог обходиться без пищи, его считали «воздухошествующим», т.е., говоря современным языком, он мог левитировать. Он обошёл всю Грецию, исцелял болезни, помог прекратить, свирепствовавшую в Спарте чуму.

     Видно, что, несмотря на, казалось бы, мифологичность этих личностей в наши дни их влияние на своих современников в Древней Греции было огромным.

     Можно ли после этого говорить, что философия и законотворческие достижения античного мира являются результатом собственного развития и прогресса, а не привнесены извне, не в последнюю очередь скифскими мудрецами?

 


 

Рис.2 Изображение Анархарсиса Скифского.

 

Корень «ос» как образ священной оси в древнейшем словообразовании

 

     Согласно [2], понятие оси как образ оси Земли с древнейших времен напрямую связывалось с таинственной северной страной Гипербореей и было священным для предков славян и ариев. Понятия оси Земли стало основой для появления новых слов: ас, Азия, Астрахань, Россия, остяки, осетины, восемь, осень, осетр, острый, осина, оса, основа, особый, осока и других. От исходного слова также появилось много славянских имен: Ас, Асанчук, Асил, Асилок (Осилок), Асливно, Аскольд (Оскольд), Асмольд, Асмуд (Ясмуд), Осанн, Осветослав, Осьветослав, Осей, Осейко, Осенний, Осинец, Осес, Осече, Осетр, Осина, Осиновик, Оска, Оскак, Оскоч, Оскремет, Ослав, Ослебя, Осляб, Ослябя, Ослядь, Ослядюк, Осмак, Османя, Осменник, Осьмак, Осьмака, Осьманя, Осьмерка, Осьмина, Осьминка, Осьмой, Осьмух, Осьмуха, Осмол, Осмомысл, Осьмомысл, Особей, Особый, Осова, Осовик, Осока, Осокорь, Осорг, Ососок, Ососко, Оспел, Оспелик , Остай, Остан, Останец, Останко, Останя, Остафей, Остах, Осташ, Осташко, Остей, Остик, Остих, Осто, Остоица, Остой, Остойе, Остойка, Остойко, Остоя, Остер, Остр, Остра, Острад, Остраница, Острат, Острата, Остратко, Острее, Острей, Остретич, Острех, Острец, Остривой, Острога, Остроил, Острой, Остроля, Острошек, Остряга, Остряница, Острят, Острята, Остроняц, Остробуд, Островод, Остроглаз, Острожин, Остромир, Остромысл, Острополец, Остропят, Остророг, Остророга, Остроруг, Остроус, Остроух, Остуда.

     Впоследствии этот образ начал использоваться в словообразовании в виде окончания «ос» и означал – бог [3]. Очевидно, что со временем смысл слова бог в именах и фамилиях нивелировался до значения «господин» и потом эта традиция была разнесена за счет многочисленных миграций славяно-арийских племён. До наших дней это дошло в виде окончаний имен и фамилий «ас, ис, ус, с, ш» в Латвии, Литве и Эстонии. Это хорошо видно, на следующих примерах топонимов и фамилий известных людей:

    Литовские города: Алитус, Бирштонас, Вабальнинкас, Вевис, Вилкавишкис, Вильнюс, Вирбалис, Висагинас, Гельгаудишкис, Григишкес, Дукштас, Дусетос, Езнас, Йонишкелис, Йонишкис, Каварскас, Кайшядорис, Каунас, Кудиркос, Науместис, Купишкис, Лентварис, Пакруойис, Панделис, Паневежис, Пасвалис, Радвилишкис, Ретавас, Рокишкис, Рудишкес, Симнас, Скуодас, Субачиус, Швенчионис, Ширвинтос, Эжерелис, Эйшишкес.

     Литовские фамилии: Бразаускас А., Адамкус В., Паксас Р., Паулаускас А. Банионис Д., Сабонис А.

     Латышские города: Валдемарпилс, Вентспилс, Даугавпилс, Екабпилс, Кегумс, Плявиняс, Тукумс, Цесис.

     Латышские фамилии (в т.ч. с буквой "ш" как измененной по звучанию буквой "с"): Улманис Г., Затлерс В., Берзиньш А.; Петерс Я., Подниекс Ю., Лусис Я., Паулс Р., Пельше А.Я., Пельш В.

     Эстонские города: Эстония, Пюсси, Мыйзакюла, Нарва-Йыусуу, Курессааре, Калласте.

     Эстонские фамилии: Отс Г., Партс Ю., Пятс Я.

     Португальские и Испанские фамилии  – Бандерас А., Сервантес М.

     Латиноамериканские фамилии, укоренившиеся после колонизации Латинской Америки, на примере фамилий президентов стран (2013 г.):  Боливия - Моралес, Венесуэла – Уго Чавес, Колумбия - Сантос, Парагвай - Картес, Сальвадор - Фунес.

     Вслед за более далекими миграциями этих племен происходил и языковой перенос этого важного корня и производных слов. Именно этому, вероятно, обязано появление таких топонимов как Ассирия, Асуан, Аскания-Нова, Осака, Осло, Остенде (Бельгия). 

     Предки иллирийских и балканских славян, этрусков и венетов (венедов) играли большую роль в древнейшее время в Средиземноморье. Поэтому вполне естественно, что мифологическая история и языковое наследие, принесенное с северных территорий, растворилось и стало частью культурного наследия греков. Это наследие до сих пор очень хорошо прослеживается по названиям островов Греции и по греческим именам.

     Среди 116 хорошо известных островов Греции 66 топонимов, т.е. более 56%, содержат в своем корне частицу «ос» или родственные и/или производные от нее «ас, ес, ис, ус»:

     Греческие острова: Айос-Теодориди, Айос-Эфстратиос, Агатониси, Алонисос, Аморгос, Андипарос, Андрос, Антимилос, Антипаксос, Атокос, Гавдос, Грамвуса, Делос, Додеканес, Донуса, Докос, Иос, Инуссес, Каламос, Калимнос, Карпатос, Касос, Кастелоризо, Кастос, Керос, Кимолос, Кифнос, Кос, Куфониси, Лемнос, Лерос, Лесбос, Лефкас, Макронисос, Мегалонисос-Петальон, Миконос, Милос, Наксос, Нисирос, Паксос, Парос, Патмос, Полиайгос, Порос, Псеримос, Родос, Самос, Серифос, Сикинос, Сирос, Сифнос, Скиатос, Скирос, Скопелос, Тасос, Телендос, Тилос, Тинос, Тирасия, Фармакониси, Фолегандрос, Хиос, Хриси, Шинуса, Элафониси, Ярос.

     Греческие фамилии: Русос Д., Кунтуриотис П., Пангалос Т., Заимис А, Пападополус Г., Гизикис Ф., Стасинополус М., Цацос К., Караманлис К., Алеврас И., Сардзетакис Х., Стефанополус К., Папульяс К.

     Имена древнегреческих богов: Кронос, Арес, Асклепий, Венос (Венера), Гелиос, Гермес, Гипнос, Деймос, Дионис, Минос, Танатос, Фобос, Хаос, Эос, Эрос.

     Невооруженным взглядом видно, что за всем приведенным просматривается единая объединяющая основа и греческие имена и топонимы ничем не отличаются, например, от литовских. И на вопрос кто из двух человек был президентом Греции Алеврас И. или Паксас Р. можно очень легко ошибиться.

     Таким образом, наличие корня «ос» в слове, как правило, подчеркивает связь между народами Евразии, объединенных древнейшим понятием оси Земли. Этим показывается их мифологическую и духовную преемственность с древнейшими предками славян.

     Дальнейшее исследование будет направлено на поиск связи между корнем «Христ» и славянским богом Солнца Хорс и далее с богом Солнца Ра. В основе авторской гипотезы лежит связь образа Солнца и всего солнечного через эти имена.

 

Три этапа словообразование праязыка

 

     В авторских работах была представлена гипотеза влияния планетарного катаклизма на словообразования праязыка [4,5]. Согласно этой гипотезе процесс словообразования праязыка можно разбить на 3 основных этапа, стадии:

     1) Докатастрофное  словообразование,

     2) Катастрофное словообразование,

     3) Посткатастрофное словообразование.

     Докатастрофное словообразование свойственно мифическому единому праязыку. Хронологически оно длилось до наступления последнего сильнейшего планетарного катаклизма.

     Под катастрофным следует понимать словообразование, обусловленное вероятно, катаклизмом планетарного масштаба, случившимся около 12 тыс. лет назад и приведшим к существенному изменению образа жизни людей [6]. Он стал причиной потерей большей части изначальных божественных качеств людей и послужил сильнейшим толчком словообразования. При этом большая часть появившихся новых слов имела смыслы негативизма, отрицания, описывающая наступившую темную эпоху. Образовались новые дочерние группы слов, начинающиеся с крестообразных рун, символов катастрофы, разрушения, смерти, например, и других, ставших прообразами букв «Т», «Х», «Н» и других.

     Посткатастрофное словообразование уже не обусловлено непосредственным влиянием катаклизма. Суть его заключается в том, что во многих появившихся ранее слогах, корнях и словах, в посткатастрофный период были утеряны, забыты, упрощены, выхолощены, «вымыты», нивелированы древнейшие божественные смыслы и образы, «посеянные» в них изначально при создании. Другими словами, к нашему времени слоги, корни и слова с выхолощенными смыслами вошли в постоянный обиход людей и стали лишь только простыми частями, субъектами речи с привычными устоявшимися, но малыми и узкими значениями.

     Авторская версия заключается в том, что имя бога Солнца Хорса является производным от имени бога Солнца Ра. Сюжетно процесс появления Хорса отражен в древнеславянских мифах и за счет использования в начале нового слова руны «Х» соответствует стадии катастрофного словообразования.

    Итак, как следует из представленного материала имя бога Хорса, наследника бога Ра в современную тёмную эпоху, является прародителем древнегреческого слова «Христос».

 

Рождение бога Солнца Хорса от бога Солнца Ра

 

     Древнейший бог Солнца Ра оставил глубокий след в мифологической истории Египта и России, которое до сих пор считается общим. В России наследие бога Ра осталось прежде всего в таких словах: Россия (Ра+ось), Ра-река (Волга), рай (место, где живет бог Ра), равный, радость, радуга (дуга бога Ра), рост, правый (по законам бога Ра), праздник и др.

     Известно, что бог Хорс (др.-русск. Хърсъ) – древнеславянское божество солнца, покровитель хорошей погоды, дарующий хлеборобам богатый урожай, скотоводам здоровый приплод скота, охотникам удачную охоту, рыбакам обильный лов. Культ почитания бога Хорса в древние времена был распространен не только у славян, но и в Иране, Ассирии, Малой Азии.

     Авторская версия происхождения имени бога Хорс заключается в том, что в наступившее после планетарного катаклизма время появилось множество слов, понятий и терминов, отражавших изменившиеся окружающие жизненные условия. Процесс создания новых слов за счет использования крестообразных рун, соответствующих новую эпоху после катаклизма, можно воссоздать в основном по следующей формуле:


 

     Согласно этой формуле новое имя бога Солнца для новых условий появилось по схеме: Х+Ра+ось - Хорс. Можно предполагать рукотворность этого имени, появившегося в послекатастрофный период и символизировавшего новый образ бога Солнца Хорса в новых ухудшившихся и условиях жизни для ариев и предков славян. Наиболее известные производные слова от имени бога Хорса - хорошо, хороший и курица.

     Древнеславянские мифологические песни Алконоста про бога Ра и Волыню подтверждают эту авторскую версию [7]. Согласно им после того, как Ра-Солнце Красное увидел Волынино рукоделие, так сразу и влюбился и все любовался им и не опускался к закату шесть месяцев. Природа на Земле начала пылать, выгорать. Не дождавшись ответа от нее, он обиделся и ушел за край небес. Это привело к полной темноте, суровому похолоданию, появлению холодных ветров, принесших снега и метели. Так продолжалось не один день и даже месяц.

     И лишь после того, как Волыня вышла замуж за Солнцебога вернулся прежний ритм и климат восстановился. Вот тогда в семье Солнцебога и Волыни и родились дочки Рада, Плеяна и сын Хорс Солнцеликий. А после всех этих событий Волыня пролилась дождем и стала Водяницей, а Сурья-Ра, Солнце Красное – рекою пролился с Уральских гор, Водяником став с тех пор и потек к Волынскому морю Великою Ра-рекою, а также рекою Сурою [7].

     Как видно, в былине образно описывается природный катаклизм, уход бога Ра и появление в послекатастрофную эпоху на звездном небе его сына бога Хорса (рис.3). Имя наследнику бога Солнца Ра позже присвоили волхвы в полном соответствии с правилами катастрофного словообразования.

     В дальнейшем за счет миграций племен это имя было разнесено по многим землям и весям. В связи с особенностями произношения и/или письменности в разных местностях, скорее всего, имя бога Солнца Хорс часто могло записывалось без гласных как Хрс или Хрст.


 

Рис.3 Образование образа бога Солнца Хорса от образа бога Солнца Ра

 

Происхождение слова Христос

 

     Итак, представляется, что на определенном историческом этапе в Древней Греции появился термин Христос за счет сложения двух корней «Хрс/Хрст» и «ос» по следующей формуле:

Хрс/Хрст + Ос - Христос           (2)

     Наиболее полно общая цепочка этого словообразования представлена на рис. 4.


 

Рис. 4. Общая схема образования слова «Христос»

 

     Можно утверждать, что это слово Христос появилось относительно недавно на стадии посткатастрофного словообразования. Это подтверждается тем, что при создании дважды использовался корень «ос»:

     - первый раз на стадии катастрофного словообразования при появлении имени бога Солнца Хорс от имени бога Солнца Ра,

     - второй раз на стадии посткатастрофного словообразования при соединении корня «Хрс/Хрст» и «ос».

     Такая особенность двукратного использования тех или иных корней характерна для стадии посткатастрофного словообразования, когда были утеряны и/или забыты многие смыслы и схемы образования слов предыдущего катастрофного словообразования. Подобная особенность отмечена, например, и при образовании слов с двойным отрицанием [4].

     Несмотря на то, что, как считается, местом рождения  слова Христос является Древняя Греция, однако, его составные корни являются частью духовного наследия предков славян. Не исключено, что именно балканские славяне, сохранившие знания о боге Солнца Хорсе и сложили понятие Христос, которое впоследствии там и прижилось. И исходя из внутреннего смысла используемых древнеславянских корней это слово можно читать и воспринимать его как «солнцеосный», «солнцеглавый», «солнценосный», «солнцеликий».

     В отличие от формулы (2) можно предположить и другую, альтернативную формулу, в которой последовательность исходных корней изменена на обратную:

Ос + Хрс/Хрст        (3)

     Вероятно, образовавшиеся корни дали жизнь таким словам как Осака (город в Японии), именам Аскар, Оскар, Асахара (основатель, японской неорелигиозной организации Аум Синрикё).

     Современный буквальный перевод имени Асахара означает – «..сияющий свет…» и этим подтверждает авторскую гипотезу. Однако, охарактеризовать личность и деятельность духовного псевдоучителя Асахару можно лишь библейскими словами: «…ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят..» Евангелие от Матфея 24:4-5…….«и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» Евангелие от Матфея 24:11.

 

Заключение

     Итогом рассмотрения происхождения слова «Христос» является демонстрация преемственности образа бога Солнца и всего солнечного, прошедшее от образа бога Солнца Ра через образ бога Солнца Хорса и далее за счет добавления корня «ос» к солнечному образу богочеловека Христос: Ра-Хорс-Хрс/Хрст-Христос.

      Эта лингвистическая преемственность, подтвержденная духовной связью, наиболее сильно проявлена через славянскую мифологию и особенности древнейшего словообразования праязыка, ставшего основой русского языка.

 

Литература

     1. Русяева А. С., Супруненко А. Б. Исторические личности эллино-скифской эпохи (культурно-исторические контакты и взаимовлияния). — Киев-Комсомольск: Археология, 2003. — С.16-40..

     2. Логинов Д. Гиперборейская вера руссов. Фаир-Пресс. 2003 г. 400 с.

     3. Асов А.И. Руны, знаки и мистерии славян. — М: Вече, 2008. — 382 с. — (Русь ведославная).

     4. Львов Е.В. Этап катастрофного словообразования русского языка как отражение древнейшего планетарного катаклизма. Авторская концепция//Сборник научных трудов SWorld, Межд. научно-практ. конф. «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития», Одесса т.23, 2011. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/philosophy-and-philology-311/linguistics-and-foreign-languages-in-the-world-today-311/8109-stage-catastrophe-word-formation

     5. Львов Е.В. Планетарный катаклизм и его отражение в русском языке. Авторская попытка реконструкции//Материалы межд. заочн. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» Новосибирск, Изд. «Априори» 2011. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://sibac.info/files/2011_09_12_Phylology/2.1_L'vov.doc

     6. Фэйрстоун Р., Уэст А., Уэрвик-Смит С. Цикл космических катастроф. Катаклизмы в истории цивилизации. М:Вече, 2008. – 480 с

     7. Асов А.И. Звезды древних славян. — М: Вече, 2008. — 382 с. — (Русь ведославная).